Мы в социальных сетях

Geo - Free commerce and shopping icons630015, г. Новосибирск,
         пр. Дзержинского, 16
Free Phone SVG, PNG Icon, Symbol. Download Image.+7 (383) 227-57-33

Военную прописку в Новосибирске 1940-х получили знаменитый Ленинградский государственный академический театр драмы имени А. С. Пушкина, Ленинградский Новый театр юного зрителя, Московский государственный театр кукол Сергея Образцова, Белорусский государственный еврейский театр. Работали в городе и собственные театральные коллективы. О его культурной жизни в период Великой Отечественной продолжаем рассказывать в новой публикации из цикла к юбилею Победы.

3 сентября 1941 года из Ленинграда в Новосибирск прибыл театр имени А. С. Пушкина (Александринка). В составе труппы были народные и заслуженные артисты Екатерина Корчагина-Александровская, Юрий Юрьев, Василий Меркурьев, Константин Скоробогатов, Николай Черкасов и другие.

«Помню, с каким радостным изумлением приехавшие актёры говорили о нашем городе и о нас: „Мы думали, что тут медведи ходят по улицам, а оказалось, что здесь такая высокая культура, гораздо выше, чем в иных европейских городах страны. А какой зритель!“» (З. Ф. Булгакова).

Театр был «союзного подчинения», и город отвёл пушкинцам здание «Красного факела» вместе с квартирами сотрудников. Наш же театр перевели в город Сталинск (Новокузнецк).

Уже через три недели после прибытия, 24 сентября, Александринка представила новосибирцам поднимающий патриотический дух спектакль «Суворов». Главную роль в нём исполнил К. В. Скоробогатов, уже известный сибирякам по популярному кинофильму «Пугачёв». Пьесу со сценой взятия Берлина русской армией в 1760 году публика приняла восторженно.

Сцена из спектакля «Суворов», 1941 год. Фото: архив театра имени А. С. Пушкина

Репертуар академического театра состоял во многом из русской классики, но уже в 1941 году труппа подготовила несколько работ о героической борьбе с фашизмом и даже об успехах Красной армии. Понравился новосибирцам и спектакль по пьесе А. Е. Корнейчука «Фронт». Премьера состоялась осенью 1942 года. Со сцены звучала открытая сатира на недочёты внутри вооружённых сил, и некоторые увидели в ней даже диверсию. Против постановки выступили отдельные военачальники, видимо, узнавшие себя.

«Эта пьеса вредит нам, её нужно изъять, автора привлечь к ответственности. Виновных в связи с этим следует разобрать» (С. К. Тимошенко).

«Я бы не знаю, что сделал с этим писателем, который написал эту пьесу. Это безобразная пьеса, я бы с ним разделался за такую пьесу» (И. П. Камер).

Тем не менее Корнейчук был удостоен за «Фронт» Сталинской премии, в здании «Красного факела» спектакль сыграли 68 раз.

Афиша театра имени А. С. Пушкина, 1941–42 годы. Фото: архив театра имени А. С. Пушкина

За годы эвакуации Александринка провела 3253 зрелищных мероприятия, 11 постановок были премьерными, созданными в Новосибирске. На афишах этих спектаклей честно можно написать: «Сделано в Сибири».

Другой творческий коллектив, прибывший к нам в эвакуацию, стал для города вторым детским театром. Это Новый ТЮЗ, который называли «самым модным» в Ленинграде. Наш же театр юного зрителя почти на два года выехал в Кузбасс — в Анжеро-Судженск.

Первым сибирским спектаклем Нового ТЮЗа был «День живых» А. Бруштейн. В этом сезоне новосибирцы успели увидеть любимца девушек Павла Кадочникова, который скоро уехал на «Ленфильм» продолжать работать в кино.

Приглашение на спектакль «День живых», 1942 год

Коллектив также выступал на площадках домов культуры, в воинских подразделениях. Популярностью пользовался и женский ансамбль гусляров «Сами с усами», организованный внутри труппы.

В декабре 1941-го к нам из столицы эвакуировали Государственный Центральный театр кукол с заслуженным артистом РСФСР Сергеем Образцовым. Он разместился в здании закрытой мечети (Фрунзе, 1а). Москвичи много ездили по Сибири, активно участвовали в организации общегородской новогодней ёлки и развлекательной программы зимних школьных каникул. В Новосибирске коллектив смог осуществить свою ещё довоенную задумку: создал спектакль «Король-олень», который продолжил тему популярнейшей «Волшебной лампы Аладдина».

Постановка шла трудно. Сказывались скудость материальной базы, отсутствие музыкальных инструментов, психологическая усталость.

Премьера состоялась 1 июня 1943 года в клубе Сталина, прошла она блестяще, в течение месяца пьесу сыграли 16 раз.

У нас Сергей Владимирович готовил и «самый знаменитый кукольный спектакль ХХ века» — «Необыкновенный концерт», который объездил весь мир. Здесь же, в Новосибирске, нашёлся идеальный исполнитель и голос кукольного конферансье Эдуарда Апломбова, одним своим видом мгновенно вызывающего зрительские улыбки. Это Зиновий Гердт, познакомившийся с образцовским театром в одном из новосибирских госпиталей.

Белорусский государственный еврейский театр перебрался в Новосибирскую область тоже в декабре 1941-го. Материальная база была почти «на нуле»: костюмы, реквизит — всё погибло в Белоруссии. Главный дирижёр коллектива Соломон Эмерман по памяти восстанавливал партитуру всех постановок.

8 марта 1942 года БелГОСЕТ поднял занавес. В Доме Ленина, на сцене Новосибирского ТЮЗа, труппа представила историческую пьесу известного еврейского поэта Шмуэля Галкина «Бар-Кохба». Её события (борьба иудеев против римлян), хотя и происходили почти два тысячелетия назад, хорошо накладывались на современность.

Артисты очень боялись реакции публики: всё-таки это не привычные носители еврейской культуры, а жители далёкой Сибири, которые не понимают идиша (специально были распечатаны русскоязычные программки). Но опасения не оправдались: зрители хорошо поняли тему спектакля и тепло его приняли.

В составе белорусского театра работал и молодой, ещё неизвестный композитор Оскар Фельцман. В Новосибирске БелГОСЕТ поставил 14 пьес, из которых семь — новых. Состоялось 244 спектакля. Большим счастьем, по словам артистов, «было выступление на заводе, производящем мыло. После выступления каждый получил кусок очень дефицитного в то время товара».

Все театры взаимодействовали с воинскими частями, госпиталями и агитпунктами. Ещё в 1941 году коллективу Александринки за активную военно-шефскую работу вручили знамя Наркомата обороны СССР. Труппа отправила на фронт немало подарков и тёплых вещей, показала десятки специальных спектаклей, вся выручка за которые поступала в фонды обороны. Весной 1943-го работники эвакуированных театров и нашего оперного собрали деньги на постройку 12 самолётов.

Константин Адашевский и Александр Борисов из Александринки вместе с известным новосибирским баянистом Иваном Маланиным создали еженедельную сатирическую радиопередачу «Огонь по врагу», которая стала очень популярной у жителей города.

К. Адашевский, А. Борисов и И. Маланин в радиопередаче «Огонь по врагу», 1942 год. Фото: НГАДТ «Красный факел»

«В одном из госпиталей заслуженная артистка Рашевская и артистка Певцова организовали драматический кружок из выздоравливающих бойцов. Первое выступление „своих“ артистов имело очень большой успех. На вечере присутствовало более 700 человек. Некоторые больные настояли, чтобы их принесли в зал на носилках» (В. Южина).

Артисты театра в госпитале, 1943 год. Фото: НГАДТ «Красный факел»

В 1942 году появились театральные фронтовые филиалы для выступлений в частях действующей армии. Программы состояли из набора эстрадных миниатюр, скетчей, простых пьес, легко воспринимаемых и дающих солдатам как отдых, так и запал на дальнейшую борьбу.

Афиша фронтовой бригады театра имени А. С. Пушкина, ноябрь–декабрь 1942 года. Фото: НГАДТ «Красный факел»

18 бригад из культурных учреждений Новосибирска за годы войны дали более 900 концертов перед солдатами и офицерами. Артисты кукольного театра — 679 военно-шефских концертов (из них 317 на фронте), еврейского театра — около 400 шефских концертов (104 на фронте).

Уезжая домой, труппы получили десятки благодарностей от руководства и организаций области, тысячи тёплых слов от сибиряков. А директор Александринки обратился к секретарю обкома партии Михаилу Кулагину с просьбой о помощи в восстановлении здания театра в Ленинграде. Ответ гласил: «Сделать всё необходимое: пиломатериалы и гвозди выделить полностью».

Студийцы театра имени А. С. Пушкина, 1943 год. Фото: НГАДТ «Красный факел»

За рамками этого повествования остались работа Нарымского окружного театра с Василием Меркурьевым, Ленинградского театрального института, незавидная участь вернувшихся в родной город «Красного факела» и ТЮЗа, а также подготовка к триумфальному открытию нашего оперного театра.

Но ещё раз подчеркнём, что, став на три военных года культурным «Ноевым ковчегом», Новосибирск приобрёл очень важное качество: он превратился в культурную столицу. Будем надеяться, что навсегда.

Финал оперы «Иван Сусанин», 1945 год. Фото: архив Новосибирского театра оперы и балета

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *