
Посёлок строителей железнодорожного моста через Обь, образовавшийся на её правом берегу, поначалу назывался по имени села — Кривощёково. Осенью 1895 года поселок Кривощековский, ввиду постройки церкви во имя святого благоверного князя Александра Невского, переименовали в Александровский. Но это имя продержалось лишь месяц. Уже 3 декабря 1895 года на очередном сходе жителей было составлено ходатайство перед правительством «о переименовании Ново-Николаевского поселка в посад или город…». Инициатором переименования поселка в честь нового императора стал Управляющий Императорским Кабинетом генерал-лейтенант Павел Константинович Гудим-Левкович, в честь которого была названа улица Гудимовская (ныне Коммунистическая).
Петербург официально удовлетворил прошение о смене названия лишь через два с лишним года, 17 февраля 1898 года.
После Февральской революции и крушения монархии была сделана первая попытка избавиться в названии города от имени царя. В апреле Томская губернская власть решила переименовать Ново-Николаевск в Обск. Кстати, это имя предполагалось дать новому посёлку ещё в 1894 году, при первом планировании. В Петербурге были не против переименовать город, но слово Обск не показалось им подходящим на эту роль. «Обск — имя неподходящее, не совсем удобопроизносимое». И пока в Томской губернии раздумывали о другом названии, свершилась новая революция.
Установившаяся Советская власть к изменению старорежимных названий улиц города приступила почти сразу, а 27 июля 1922 года губисполком решил переименовать Ново-Николаевск в Смирновск, в честь «главного революционного завоевателя Сибири», первого председателя Сибревкома И.Н. Смирнова, но ВЦИК РСФСР это ходатайство не утвердил.
Через два месяца, 22 сентября повторное прошение переименовать город в нейтральный Краснообск. И снова отклонение. И не только у нас, зуд переименований шёл по всей стране и был приостановлен 28 декабря 1923 года, когда президиум ЦИК СССР принял постановление «О запрещении переименования населенных пунктов», которое ссылаясь на затруднения в работе учреждений и излишние расходы запретило переименования «как общее правило».
Смерть В. И. Ленина снова вызвала большую волну ходатайств о переименовании. И у нас Вениамин Давыдович Вегман предложил горсовету переименовать город в Ульянов, а губернию назвать Ульяновской. Попытка оказалась неудачной, и ЦИК СССР отклонил просьбу. А 5 февраля был принят декрет «О воспрещении переименования именем В. И. Ульянова /Ленина/ городов, улиц, сооружений, учреждений без разрешения ЦИК Союза ССР». Вскоре город Симбирск, родина Ильича, был переименован в Ульяновск.

Но самое широкое обсуждение нового названия произошло в конце 1925 года. На тот момент город уже был столицей огромного Сибирского края с территорией от Омска до Забайкалья. А это ни много ни мало больше 4 млн. кв. км, и на этой территории жило почти 10 миллионов человек. Кстати, границы края почти совпадали с границами нынешнего Сибирского федерального округа.
Предложение переименовать город к 10-й годовщине революции и вместо имени царя-тирана назвать его «хотя бы Новосибирск» было озвучено 17 ноября 1925 года на закрытии Первого окружного съезда Советов. Это сделал тогдашний секретарь окружного комитета партии т. Н.А. Филатов. Было составлено и «ходатайство перед Сибревкомом и предстоящим Первым Сибирским краевым съездом Советов и ВЦИКом».
После съезда началось обсуждение названия. Оно приняло действительно широкий, демократичный характер. Новые имена города предлагались на собраниях, в прессе, и не только в Ново-Николаевске, но и в других городах. Отсюда и такой обширный спектр вариантов названия. Они были зачастую удивительными – от прямой лести партийным и советским руководителям: Лашевичград, Петуховск до чисто национальных, даже «сепаратистских»: Курултай, Ново-Искер.
В газете «Советская Сибирь» каждый день печатались предложения жителей края. «Какое дать новое название городу – областному центру Сибири с громадным будущим». Многие предлагали сразу по нескольку названий, выражали свои чувства стихами:
«Весь пролетариат обновился жизнью Новой,
Радости нет конца рабочим и крестьянам Сибири,
Всюду взывают Новой, Новой, Новой».
В результате было собрано 55 названий: Краснообск, Ленинознаменск-на-Оби, Старосибирск, Сибирск, Сибград, Коммунград, Обск, Красносибирск, Ревкрайсиб, Оревсиб, Яковлевск, Сибревком, Октябрьград, Владимиро-Сибирск, Красно-Обск, Обьгород, Курултай, Кооператорск, Смирновск, Сибкрайград, Ленинскзнаменск-на-Оби, Центросибирск, Советград, Лашевич, Сибсовград, Калининск, Краснооктябрьск, Калининград-на-Оби, Партизанопль, Краснополь, Советск, Сибновгород, Ново-Искер, Будивосток, Первенец, Большевик, Пионерград, Сибленинск, Сибцентроград, Новореспубликанск, Лашевичград, Сибленинград, Новоленинск, Владлен, Петухов, Ревкрайград, Красноград, Краснокузнецк, Пионер, Новокузнецк, Совлавры, Петуховск, Ленинсиб, Новый луч Сибири. И, конечно же, Новосибирск.
Решение как всё-таки назвать столицу Сибири должен был принять Сибирский Краевой Съезд Советов. В его адрес посыпались приветствия и новые предложения. 3 декабря депутаты со всех концов края собрались в Ново-Николаевске, в только что построенном Доме Ленина.

На съезде прения продолжились. Так, депутат от «всех неорганизованных крестьян и батраков Сибири» предложил ещё одно название — Оревсиб:
«Я ничтожная пылинка на этом грандиозном съезде совета рабочих крестьянских и красноармейских депутатов, имею счастье и честь быть представителем от низов глухой, Сибирской деревни».
Но, ещё за день до начала съезда, 2 декабря газета «Советская Сибирь» обнародует полученное по почте письмо, в адресе которого значится уже именно Новосибирск. Судя по штемпелю, оно было отправлено из Москвы 23 ноября.
Кстати, если говорить об авторе этого названия, то заодно мы здесь развеем один давно существующий миф, повторяемый в литературе до сих пор – о В.А. Итине. На самом деле, в архиве Новосибирской области, в фонде Р-47 хранятся документы с предложениями по новому имени города, и среди них письмо Константина Николаевича Тульчинского к председателю Сибпромбюро А.М. Тамарину. Оно датировано 11 ноября 1925 года, ещё ранее, чем было озвучено т. Филатовым на Первом окружного съезда Советов. В нём и прозвучало впервые слово «Новосибирск»:
«Принимая во внимание, что вся Сибирь революционирует к новой жизни, строит действительно новую жизнь, – столице её наиболее подошло бы наименование «Ново-Сибирск».


К.Н. Тульчинский и его предложение слова «Ново-Сибирск». 11.11.1925 г.
Поэтому автором имени нашего города по праву можно считать горного инженера Константина Николаевича Тульчинского. Когда-то он сказал: «Через 100 лет Сибирь разовьется сильнее Североамериканских Штатов. Ее общее число, занятых в городах, на заводах, в рудниках, копях и шахтах, составит двести миллионов». Слова эти, к сожалению, не сбылись. В 1930-м инженер Тульчинский будет впервые арестован, в 1937 – вторично, как как пособник царского режима. В возрасте 74-х лет скончался во Владимирской тюрьме.
Вивиан Азарьевич Итин же в своем письме, наоборот, писал, что Ново-Сибирск «вызывает прежде всего представление о полярных ново-сибирских островах», и предлагал имя Ново-Ленинск: «Новая Сибирь идёт и пойдет от каторги к рассвету путём ленинизма. В этом названии и знамя, одинаково понятное всем народам, и бодрость Ново».
5 декабря новое название было утверждено краевым съездом, а 9 декабря принято официальное решение: «1-й Сибирский съезд Советов одобряет постановление 1-го Новониколаевского окружного съезда о переименовании города Новониколаевска в Новосибирск и поручает Крайисполкому поддержать соответствующее ходатайство перед ВЦИК». Газета «Советская Сибирь» от 10 декабря 1925 года, уже во всю «трубит» о переименовании Новониколаевска в Новосибирск.
Но при утверждении в Москве возникли трудности: 14 января «наименование «Новосибирск» Административная комиссия находит неудачным, имея в виду, что иных названий «Сибирск» не существует, а потому присвоение слова «ново» логически не оправдывается». Но сибиряки настояли на своём.
Тем не менее, бюрократичный ВЦИК подошел к вопросу весьма тщательно и, исправив орфографическую ошибку делегатов съезда, 12 февраля 1926 года переименовывал наш город из Ново-Николаевска в Ново-Сибирск (с дефисом).

Но ещё 10 февраля 1926 года газета «Советская Сибирь» вышла с новым адресом, и на её первой странице было сообщено: «Президиум ЦИК СССР, заслушав доклад административной комиссии, постановил: город Новониколаевск переименовать в Новосибирск». В газете были и стихи о новом названии города, и рассказы, и мечты о его будущем. А через два дня все газеты стали выходить под новосибирскими заголовками. И даже телеграмма из Москвы, которая разъясняла новое название города, уже не помогла. Наш город стал Новосибирском.
2-го марта 1926 года вышло постановление Сибкрайисполкома о переименовании города, также было сказано переименовать Новониколаевский Окрисполком и все подведомственные ему органы в Новосибирский. Постановления было два, причём в одном документе написано о переименовании Ново-Николавевска в Ново-Сибирск, а в другом Новониколаевска в Новосибирск.
Литература:
Газета «Советская Сибирь». 1922-1926
Газета «Томский листок». 1895
Государственный архив Российской федерации (ГАРФ) Ф. 5677. Оп. 4. Д. 1
Государственный архив Новосибирской области (ГАНО). Ф. Д-97. Оп.1, Д. 5
ГАНО. Ф. П-4. Оп.33. Д. 622
ГАНО. Ф. Р-47. Оп.1. Д. 1, 1089
Голодяев, И.К. Имя моего города // Открытые краеведческие чтения памяти И.Ф. Цыплакова. 2016 г.
Записки Западно-Сибирского отдела императорского русского географического общества. Кн. XVIII, Вып. 1, Омск. 1895
Кузменкина, Л.А. Что в имени?.. [Электронный ресурс] // Библиотека сибирского краеведения. URL: http://bsk.nios.ru/content/chto-v-imeni (дата обращения — 14.01.2016)
Новосибирский городской архив (НГА). Ф. 745. Оп.1. Д. 213
Цепляев, Л.Н. К вопросу о дате и месте возникновения Новосибирска
Источник: Музей Новосибирска https://m-nsk.ru/
Автор статьи — научный сотрудник МАУК «Музей Новосибирска» Голодяев К.А.