Мы в социальных сетях

Geo - Free commerce and shopping icons630015, г. Новосибирск,
         пр. Дзержинского, 16
Free Phone SVG, PNG Icon, Symbol. Download Image.+7 (383) 227-57-33

Немецкая разведка в секретных документах 1940-х годов называла наш город авиаградом, имея в виду объёмы производства самолётов для фронта. Новую главу цикла публикаций «Новосибирск военный» мы посвящаем истории легендарного завода, носящего имя лётчика В. П. Чкалова.

С 1936 года завод горного оборудования «Сибмашстрой» официально перепрофилировали. Он стал выпускать истребители И-16 конструктора Н. Н. Поликарпова («ишаки»), получил имя В. П. Чкалова. В 1941 году приступил к производству самолёта ЛаГГ-3. С началом войны 153-й завод принимает пять авиационных предприятий: из Киева, Москвы и Ленинграда.

Серийный выпуск Як-7

Составы с оборудованием разгружали круглосуточно. Его количество выросло в семь раз, а производственные мощности — более чем в 4–5 раз. За год 10 цехов было реконструировано, создано 22 новых. В корпусах, которые ещё находились в «лесах», устанавливают и налаживают станки. Предприятие переходит к работе над истребителями Як.

Монтаж эвакуированного оборудования в механическом цехе завода №153

«С гордостью вспоминаю, что уже через три недели после прибытия эшелонов нашего завода начался регулярный выпуск самолётов на новом месте, а ещё через три месяца мы не только восстановили, но и значительно увеличили выпуск по сравнению с московским» (Яковлев А. С.).

К концу 1941 года выдали первую партию Як-7Б — 21 самолёт. Неприхотливая, простая в управлении машина была любима лётчиками. За 1942 год сделали уже 2211 Яков.

Для работников предприятий возводили жильё, столовые, детские сады. По Каменскому шоссе (ныне проспект Дзержинского) и на Золотой горке заводу выделяют большой земельный участок, было выстроено 200 бараков, что дало возможность разместить в отдельных комнатах семьи шести с лишним тысяч рабочих, приехавших с эвакуированными цехами.

Жилые бараки завода №153

Самым тяжёлым был первый год становления оборонного города. Продолжительность смен порой достигала 16 часов. Более половины работавших на Чкаловском заводе — женщины и подростки.

«У нашей группы 26 июня 1941 года должна была быть защита дипломов, а война началась 21 июня. Некоторые группы успели получить дипломы, а мы — нет. Объявили приказ о призыве всех на завод Чкалова, для работы. Мы остались без защиты, но выпускники дали нам написанные от руки дипломы» (Гутов А. Ф.).

На предприятия мобилизовали всех, кого могли.

«Детей 14–15 лет по повесткам, как в армию, призывали в город на работу из всех сельских районов. Их привезли сразу в ФЗО, обучали, они получали специальности токарей, клепальщиц, в общем, те специальности, которые нужны были на заводе. Они работали по 12–18 часов в сутки. Иногда даже не приходили в барак, а ночевали на заводе. Там были трубы обогрева, а ведь холодно зимой, так они около этих труб постоят немножко, погреются, поспят — и снова работать» (Клименко И. П.).

К началу 1942 года число обучающихся выросло в три раза. Ребятам зачастую приходилось выполнять самую сложную работу. Они пролезали в узкие части корпуса самолётов и изнутри проклеивали их специальным клеем. А клей этот был едким: разъедал кожу рук. Но кто-то же должен был брать на себя эту обязанность. Скидку на возраст не делали — все трудились в условиях жесткой дисциплины. За опоздание на смену тогда выговором не отделывались.

Выпускники школы ФЗО Вася Чулков и Толя Ануфриев, 1944 год

15-летний Олег Морозов монтировал радиостанции в кабинах пилотов. «Погрузишь это всё на себя и идёшь. Кабина пилота у Як-9 очень маленькая, там не то что двоим, одному не развернуться. И хоть я высохший был весь от голода, всё равно очень тесно» (Морозов О. Л.).

На предприятии организовали школу мастеров социалистического труда, учредили почётное звание «Стахановец военного времени», широкий размах приняло движение двухсотников под девизом «Работать за себя и за своего товарища, ушедшего на фронт». Это означало выполнять две нормы как минимум. Так, слесарь-разметчик Н. Д. Санин, встав на вахту в честь защитников Сталинграда, выполнил задание на 51 400 процентов, заменив труд 241 револьверщика и 250 слесарей. Исключив лишние операции, за три минуты ударник сделал 160 деталей-пружин, тогда как ранее на изготовление одной уходило шесть минут. Это был рекорд всесоюзного значения. К началу 1942 года в городе стало уже 3800 двухсотников и трёхсотников.

Тысячники завода цеха 3 завода №153

Производительность труда всячески стимулировали: премиями, возможностью быстро повысить квалификационный разряд, соцсоревнованием за переходящее Красное знамя обкома ВКП(б). Газета «Советская Сибирь» регулярно публикует сообщения об успехах горняков, металлургов, рыбаков, животноводов: «На вас теперь будет смотреть весь Советский Союз. Вы вступили на путь славы, и вы должны оправдать надежды всей страны». В ходу была и психологическая практика сталинских заданий, сатирических листовок и личных писем с фронта отдельным отстающим рабочим.

Стимулирующее письмо

Условия труда были тяжелейшими. К тому же работающих не могли обеспечить качественной едой. Из-за нехватки посуды часто первое наливали в консервную банку, а второе вываливали прямо в протянутые ладони. Но руководители предприятия старались материально поддерживать коллектив, в первую очередь передовиков и стахановцев, которые даже имели право получать второе горячее питание «без вырезки талонов».

«Дали нам, всем девочкам, к восьмому марта талоны на чулки. Когда мы пошли в магазин, то чулок не было, так мы эти подарочные чулки и не получили, вернее, не купили, потому что все полки были пустые и нечего было покупать» (Лутковская А. В.).

Приказ по заводу имени В. П. Чкалова

Кроме самолётов, в 1942 году чкаловцы наладили выпуск и другой продукции, полезной фронтовикам: финских ножей, алюминиевых чашек, ложек, солдатских котелков.

Летом 1942-го молодёжь завода обязуется бесплатно построить четыре машины имени Героев Советского Союза: Зои Космодемьянской, Лизы Чайкиной, Любы Земской, Саши Чекалина. Эту технику комсомольцы передают лётчикам прямо на аэродроме предприятия. В ответ с фронта шли телеграммы: «„Лиза Чайкина“ сумела за себя постоять. На ней сбито уже семь фашистских стервятников».

Комсомольская машина имени Любы Земской

Ответственность за срыв выпуска была огромная. Невыполнение плана приравнивали к преступлению. В августе завод занял второе место во Всесоюзном социалистическом соревновании, вышел на первое место среди предприятий Новосибирской области, план 1942 года был выполнен на 100,9%.

Отправка самолётов на фронт

В 1943-м началось движение комсомольско-молодёжных «фронтовых бригад». Победителей называли «гвардейцами тыла». Статус лучшей комсомольской бригады Новосибирска удерживала бригада Феликса Немировского с завода имени В. П. Чкалова. 

Производство крайне нуждалось в научной поддержке. 19 августа 1941 года вышло постановление ГКО №513 о создании в Новосибирске филиала №2 Центрального аэрогидродинамического института (ЦАГИ) имени профессора Н. Е. Жуковского. Организацию возглавил один из основоположников аэродинамики, Герой Социалистического Труда Сергей Алексеевич Чаплыгин.

Продувка модели самолёта в аэродинамической трубе Т-203

Научно-теоретические работы и экспериментальные исследования этого коллектива сыграли важнейшую роль в авиапроизводстве. Глубокой модернизацией Як-7, проведённой с учётом боевого опыта, стал истребитель Як-9. В сентябре 1944-го завод посетил А. И. Покрышкин. Он от души поблагодарил рабочих от имени всех лётчиков.

«Самым памятным событием в нашей биографии был приезд на завод трижды Героя Советского Союза Александра Ивановича Покрышкина. Он ходил по цехам, видел измождённых, заморенных мальчишек и девчонок. Подходил к нам, здоровался с каждым за руку и говорил: „Дети вы мои, дети. Всё равно победа будет за нами. И будет это совсем скоро“» (Лутковская А. В.).

Покрышкин беседует с 14-летним слесарем Тамарой Ромашкиной

В феврале 1944 года большую группу работников завода №153 наградили орденами и медалями СССР. Директор В. Н. Лисицин в августе 1944-го стал генерал-майором инженерно-авиационной службы, в сентябре — Героем Социалистического Труда, в 1945-м — кавалером ордена Ленина.

Ещё в октябре 1942 года завод №153 занял первое место среди предприятий наркомата авиационной промышленности и завоевал переходящее Красное знамя Государственного комитета обороны. В августе 1943-го получил знамя вновь и дал клятву не выпускать его из рук до победы на фронте. Это слово заводчане сдержали, и в 1946-го решением ВЦСПС и МАП СССР полотнище оставили предприятию на вечное хранение.

Сборочный цех, 1944 год

Завод №153 выпустил почти половину изготовленных в нашей стране в войну истребителей Як различных модификаций — 15 391 машину.

В июле 1945-го предприятие также отметили орденом Ленина — «за образцовое и своевременное выполнение заданий правительства по производству самолётов-истребителей».

Награждение завода №153 орденом Ленина

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *