Обязанность принимать меры по предотвращению и урегулированию конфликта интересов возлагается в том числе, на государственных и муниципальных служащих (ч.3 ст. 10 Федерального закона от 25 декабря 2008
№ 273-ФЗ «О противодействии коррупции» (далее – Закон № 273-ФЗ), и на представителя нанимателя (работодателя) (ч.3 ст. 11 Закона № 273-ФЗ).
Конфликт интересов — ситуация, при которой личная заинтересованность (прямая или косвенная) лица, замещающего должность, замещение которой предусматривает обязанность принимать меры по предотвращению и урегулированию конфликта интересов, влияет или может повлиять на надлежащее, объективное и беспристрастное исполнение им должностных (служебных) обязанностей (осуществление полномочий).
Под личной заинтересованностью в Законе № 273-ФЗ понимается возможность получения доходов в виде денег, иного имущества, в том числе имущественных прав, услуг имущественного характера, результатов выполненных работ или каких-либо выгод (преимуществ) муниципальным служащим и (или) состоящими с ним в близком родстве или свойстве лицами (родителями, супругами, детьми, братьями, сестрами, а также братьями, сестрами, родителями, детьми супругов и супругами детей), гражданами или организациями, с которыми лицо, и (или) лица, состоящие с ним в близком родстве или свойстве, связаны имущественными, корпоративными или иными близкими отношениями.
Частью 2 ст. 11 Закона № 273-ФЗ установлено, что муниципальный служащий обязан уведомить о конфликте интересов, как только ему стало известно об этом. Для этого он должен подготовить письменное уведомление и подать представителю нанимателя, которое впоследствии рассматривается комиссией по соблюдению требований к служебному поведению и урегулированию конфликта интересов.
Законом № 273-ФЗ определены способы предотвращения или урегулирование конфликта интересов, перечень которых закрытым не является:
- изменение должностного или служебного положения лица, являющегося стороной конфликта интересов, вплоть до его отстранения от исполнения должностных (служебных) обязанностей в установленном порядке и (или) в отказе его от выгоды, явившейся причиной возникновения конфликта интересов;
- отвода или самоотвода указанного лица в случаях и порядке, предусмотренных законодательством Российской Федерации;
2
- передача принадлежащих ценных бумаг (долей участия, паев в уставных (складочных) капиталах организаций) в доверительное управление в соответствии с гражданским законодательством.
В силу ч. 6 ст. 10 Закона № 273-ФЗ, ч.3.1 ст. 14.1 Федерального закона от 02.03.2007 № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации», непринятие муниципальным служащим, являющимся стороной конфликта интересов, представителем нанимателя муниципального служащего, которому стало известно о возникновении у подчиненного ему муниципального служащего личной заинтересованности, которая приводит или может привести к конфликту интересов, мер по предотвращению или урегулированию конфликта интересов является правонарушением, влекущим увольнение указанного лица в соответствии с законодательством Российской Федерации, за исключением случаев, установленных федеральными законами. Аналогичная мера ответственности предусмотрена и п. 7.1 ч.1 ст. 81 Трудового кодекса РФ, согласно которой в случае непринятия работником мер по предотвращению или урегулированию конфликта интересов, стороной которого он является, является основанием для расторжения трудового договора, если указанное действие дает основание для утраты доверия к
работнику со стороны работодателя.
Сведения о применении к работнику дисциплинарного взыскания в виде увольнения в связи с утратой доверия на основании п. 7.1 ч.1 ст. 81 Трудового кодекса Российской Федерации включаются работодателем в реестр лиц, уволенных в связи с утратой доверия.